Конспект логопедического занятия для детей старшей группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: «Как «Р» и «Рь» по Кубани путешествовали».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 15

муниципального образования город Горячий Ключ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект

логопедического занятия для детей старшей группы

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи:

«Как «Р» и «Рь» по Кубани путешествовали».

 

 

 

 

 

 

 

Автор:

Маслова Наталья Александровна

учитель-логопед

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г.Горячий Ключ

Ст. Суздальская

2014г.

Цель: Автоматизация и дифференциация звуков «р» и «рь».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

— уточнение и расширение представлений о малой Родине, её значении для каждого ребёнка; закрепление слов, символизирующих наш край;

— закрепление знаний о механизмах образования звуков «р», «рь», автоматизация их изолированно, в cлогах, словах, во фразовой речи;

— совершенствование грамматического строя речи (изменение имен существительных по родам и числам).

Коррекционно-развивающие:

— совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата; развитие кинестетических ощущений при произношении звуков  «р», «рь»; развитие фонематических процессов (акустическая характеристика звуков, дифференциация, линейный анализ слов); развитие слуховой памяти, концентрации внимания, процессов мыслительной деятельности; развитие мелкой моторики.

Коррекционно-воспитательные:

— воспитание у детей патриотизма, гордости за край, в котором живем;

-внимательное, уважительное отношение друг к другу.

Ожидаемый результат:

  1. Знают, как называется столица Кубани, как зовут губернатора края, как называется район и станица в которой мы живем, какая главная улица Кубани, как называют жителей города, станицы, хутора. Знать слова символы Кубани.
  2. Умеют правильно произносить и дифференцировать звуки Р и Рь.
  3. Умеют делать звукобуквенный анализ слова, изменять имена существительные по родам и числам, уметь подбирать однокоренные слова.

Оборудование: зеркала и картинки для выполнения артикуляционной гимнастики (по числу детей); обруч, поделенный на цветные сектора; доска; карта-схема Кубани; картинки с предметами, символизирующими наш край (гармошка, сарафан, рубашка-косоворотка, ромашка, герб Краснодарского края, флаг, зернышко, буренка, рожь, клевер); фотография губернатора края; сундучок; большие звуковые линейки (по числу детей); шапочки зеленого и синего цветов;кубики с картинками (берёза, матрешка, сарафан, самовар, ромашка); мешочек; разноцветный плащ; две большие буквы «р» (синяя и зелёная), музыкальный центр; запись кубанской песни; проектор; мультимедийная установка, слайды с изображением Кубанской столицы и нашей станицы Суздальской.

Организационный момент:Логопед: Здравствуйте, ребята. Я приглашаю вас в путешествие. Вы согласны? А отправимся мы с вами в путешествие по нашему краю. Нашими помощниками будут два звука, а какие, вы сейчас узнаете, если внимательно послушаете такие строки:

Ах, какое утро на Кубани,

После грома, бури и дождя.

Гнут хрусталь звенящие тюльпаны,

Льют зарю, к порогу подойдя.

Ребята, какие звуки я выделяла голосом? Дети определяют, какие звуки были выделены голосом (звуки «р», «рь»).

Основная часть:

Логопед. Правильно, ребята, нашими помощниками будут звуки «р» (показывает большую букву синего цвета) и «рь» (показывает большую букву зелёного цвета). И от того, как вы их будете произносить, зависит успех нашего путешествия.

  • Артикуляционная и акустическая характеристика звуков «р», «рь».

Логопед. Уважаемые путешественники, когда мы произносим звук «р, чье «рычание» он нам напоминает? (тигра) А звук «рь» похож на рычание маленького … (тигрёнка). Песенка тигра твердая или мягкая? (Твердая.) А песенка тигренка? (Мягкая.) А  тигр и тигрёнок поют звонко или глухо? (Звонко.) А как вы догадались? (Голосок в горлышке звенит.) А их песенки гласные или согласные? (Согласные.) Ребята, а когда вы поете песенки тигра и тигренка, где ваши язычки находятся? (За верхними зубами.) А зубы и губы открыты или закрыты? (Приоткрыты.)

  • Артикуляционная гимнастика.

Логопед. Здорово! С вами можно смело отправляться в путешествие. Для этого нужно приготовиться. Давайте выполним артикуляционную гимнастику.

   Дети садятся полукругом с зеркалами для выполнения артикуляционных упражнений. Логопед показывает соответствующую картинку, дети называют и выполняют упражнения.

Упражнение «Лопаточка»

Язычок лопаткой положи,

И немного подержи,

Язык будем расслаблять,

И под счет его держать,

Раз, два, три, четыре, пять –

Язык можно убирать.

Упражнение «Маляр»

Красить потолок пора,

Пригласили маляра,

Челюсть ниже опускаем,

Язык к нёбу поднимаем,

Поведём вперёд-назад,

Наш маляр работе рад!

Упражнение «Дятел»

Я по дереву стучу – д-д-д,

Червячка добыть хочу – д-д-д,

Хоть и скрылся под корой – д-д-д,

Все равно он будет мой – д-д-д!

Упражнение «Лошадка»

Я лошадка серый бок – цок-цок-цок,

Я копытцем постучу – цок-цок-цок,

Если хочешь – прокачу – цок-цок-цок.

Логопед: Мы готовы отправиться в дорогу? Перемещаться нам поможет волшебный обруч. Предлагаю каждому выбрать цвет.                                                                                                             Дети берутся за обруч в секторе выбранного цвета и, держась за него, идут по кругу.

  • Автоматизация звуков изолированно и слогах

Логопед: Уважаемые путешественники, чтобы дорога была весёлой, мы будем петь:

Язычки мы поднимаем – пеню тигра исполняем – р-р-р…

Не спеша мы приседаем – песню тигрёнка мы исполняем – рь-рь-рь…

Для мягкости посадки, произнесем слоговые цепочки:

Мы цепочки повторяем – их местами не меняем.

Дима, повтори слоги радостно – ра-ро-ру!

Ксюша, повтори слоги спрашивая – ре-рё-ря?

Андрюша, повтори слогирассказывая – ар-ор-ур.

Толик, повтори слоги ласково – ря-рю-ре.

Алёна, повтори слоги тихо – ро-ру-ра.

  • Автоматизация звуков в словах.

Звучит песня о Кубани, на экране поочерёдно появляются картинки о Краснодарском крае, о городе Горячий Ключ. Дети подходят к доске, на которой прикреплена карта-схема Краснодарского края.

Логопед: Ребята, вот мы и в центре Кубани. Какой самый главный город Краснодарского края? (Ответы детей) Верно, Краснодар. А как называется наш родной город? (Ответы детей) Правильно, Горячий Ключ. («Находит» сундучок и показывает его детям.) Смотрите, ребята! Интересно, что там? (Открывает сундучок, в нем картинки, символизирующие Родной край.)

Это картинки. Они не простые.

Эти картинки мы рисовали.

Эти картинки о нашей Кубани.

Давайте сыграем в игру «Каринку возьми, правильно назови, к карте прикрепи». Я покажу вам, как это делать. (Берёт из сундучка картинку и прикрепляет её к карте.)

Кубань – это Черное море. Теперь, ребята, давайте вы. (По очереди называет имена детей, они достают из сундучка картинку, прикрепляют к карте и называют, что изображено на картинке.)

Дети (по очереди)

Кубань – это зёрнышко,

Кубань – это курорты,

Кубань – это ромашка,

Кубань – это санатории,

Кубань – это гармошка,

Кубань – это Бурёнка,

Кубань – это Краснодар.

Логопед: Уважаемые путешественники, а как называется столица Кубани? (Краснодар.) А как зовут губернатора Кубани? (Александр Николаевич Ткачев) А как называется главная улица г.Краснодара? (Улица Красная.) Почти в каждом кубанском городе, станице есть улица, которая называется Красной.

Краснодарская улица Красная,

У меня ты на свете одна.

Чем же, Красная, ты прекрасная?

Тем, что мне отовсюду видна.

  • Автоматизация звуков во фразовой речи. Развитие грамматического строя речи (изменение имен существительных по родам и числам)

Логопед: Ребята, если мы живем в России, значит, мы с вами кто? Правильно: мы – россияне! Всех жителей городов, станиц, хуторов Краснодарского края называют «кубанцами» и «земляками», а как назовут людей, которые живут в городе? (Правильно – горожане.)

Логопед (девочке). Ты живешь в городе – значит, ты кто?

Девочка. Горожанка.

Логопед (мальчику). Ты живешь в станице – значит, ты кто?

Мальчик. Станичник.

Логопед (девочке). Ты живешь на хуторе – значит, ты кто?

Девочка. Хуторянка.

Логопед (мальчику). Ты живешь в городе – значит, ты кто?

Мальчик. Горожанин.

Логопед. Вы живете в станице – значит, вы кто?

Дети. Станичники.

Логопед (мальчику). Ты живешь на хуторе – значит, ты кто?

Мальчик. Хуторянин.

Логопед. Мы живем на Кубани – значит, мы кто?

Дети. Кубанцы.

Логопед.  Ой! Кубань, ты мать родная!

Край станиц и хуторов.

Степь от края и до края

Тонет в золоте хлебов.

Логопед. Друзья, я вас приглашаю в очень интересное место – в лабораторию Звукознайкина. Звукознайкин – это волшебник, который о звуках речи знает все! Хотите там побывать? Наш чудесный обруч нам поможет.

  • Развитие фонематических процессов, дифференциация звуков, линейный анализ слов

Звучит спокойная музыка, логопед ставит обруч в вертикальное положение и предлагает детям пройти в него.

Проходите не стесняйтесь.

За столами размещайтесь.

Дети проходят в обруч и садятся за столы. Логопед надевает разноцветный плащ.

Логопед. Ребята, я помощница волшебника Звукознайки, и он поручил мне превратить вас в звуки «р» и «рь». А кто в какие звуки превратится, нам поможет узнать «Чудесный мешочек».

Руку в мешочек запусти,

Достань кубик, назови.

Игра «Чудесный мешочек».Дети достают из мешочка кубики с картинками (берёза, матрешка, сарафан, самовар, ромашка). Логопед обращается к одному из детей.

Логопед. Назови свою картинку.

Ребенок. Сарафан.

Логопед. Чья песенка звучит в названии твоей картинки – тигра или тигрёнка?

Ребёнок. Тигра.

Логопед. Я превращаю тебя в звук «р». Надевает ребенку синюю шапочку. Потом опрашивает всех детей и надевает им соответствующие шапочки («р» — синие, «рь» — зелёные).

Звукознайкин – мастер на разные выдумки. Для каждого звука он приготовил домики, а в них – по три комнаты. Раскладывает на полу большие звуковые линейки с тремя делениями.

Уважаемые звуки, посмотрите ещё раз на свои кубики, определите, какую комнату вы займете в своих домиках – первую, среднюю или последнюю?

Внимание: один, два, три – комнату свою ищи!

Звучит тихая музыка. Дети встают из-за столов, определяют позицию заданных звуков в словах и занимают соответствующую часть линейки.

Логопед. Уважаемый звук «р», почему вы заняли в своем домике первую комнату?

Ребенок. Потому что я звучу вслове«ромашка» в начале.

Логопед. Уважаемый звук «рь», почему вы заняли в своем домике среднюю комнату?

Ребёнок. Потому что я звучу в слове «берёза» в середине.

Аналогично логопед опрашивает всех детей.

Логопед. Шапочки я с вас снимаю, в мальчиков и девочек снова превращаю. Снимает шапочки.

Друзья, волшебная сила нашего обруча начинает ослабевать. Нам нужно возвращаться домой. Куда мы возвращаемся? Правильно в нашу родную станицу Суздальскую. А где находится наша станица? Правильно в городе Горячий Ключ. А это север или юг? Правильно, юг. Курс на юг! Путешественники занимайте свои места вокруг обруча. Дети берутся за обруч в секторе выбранного цвета.

  • Развитие мелкой моторики

Логопед. Звукознайкин просил вам передать такие слова: «Чтоб красиво говорить – надо с пальцами дружить!» Давайте поиграем с нашими пальчиками.

Дети одной рукой держатся за обруч, а второй выполняют упражнение.

Здравствуй, Солнце золотое (большой палец соединяется с указательным),

Здравствуй, небо голубое (большой палец соединяется со средним),

Здравствуй, вольный ветерок (большой палец соединяется с безымянным),

Здравствуй, маленький дубок (большой палец соединяется с мизинцем)!

Мы живем в одном краю (соединение всех пальцев поочередно) –

Всех я вас приветствую (машут друг другу рукой)!

Аналогично упражнение выполняется другой рукой.

  • Заключительная часть

Звучит песня о Горячем Ключе. На экране слайды родного края.

Логопед. Друзья, мы вернулись в нашу родную станицу. Где мы с вами побывали? Правильно, на просторах Кубани, в городе Краснодаре. Какие звуки нам помогали в путешествии? Правильно, звуки «Р» и «Рь». Что вы узнали о Кубани? (Ответы детей.)

Дорогие мои друзья, мне очень приятно, интересно и легко было с вами путешествовать. Приятно, потому что вы очень вежливо обращались друг с другом; интересно – потому что вы много знаете о нашей малой Родине; легко –потому что вы очень старательно и правильно произносили звуки «Р» и «Рь».

Занятие